MENU
Главная » 2019 » Январь » 29 » БЛОКАДНИЦА
18:58
БЛОКАДНИЦА

       О непростой судьбе этой женщины в свое время уже писали. Но память – нетленна и в эти юбилейные дни снятия ленинградской блокады хочется о ней снова вспомнить.
        Татьяна Михайловна Демьяненко  (Куприенкова) родилась в 1920 году             в небольшой деревне Абрамово на Смоленщине. Девочке было всего 12 лет, когда умерла ее мать. Перед смертью она просила мужа жениться на своей двоюродной сестре Екатерине – «Она – добрая, детей не обидит». Отец выполнил последнюю волю супруги,  и  Екатерина  окружила детей заботой и вниманием. Жила семья дружно, но бедно. Приходилось много трудиться: сеяли лен, ткали, выращивали овощи, ходили по грибы и ягоды. Однако, выбиться из бедности никак не могли. Потому-то и согласилась Татьяна вместе с младшим братом Сергеем на предложение дяди, решившего принять участие в их судьбе, на переезд в 1938г. в  город  Ленинград. Он хотел «вывести их в люди». Будучи священником, проживал в большой квартире в центре города, где места хватало всем. Относились в семье дяди к ним очень тепло, по-доброму.
        Имея образование в 6 классов, Татьяна устроилась кондуктором, а затем контролером на автотранспорт. Первый месяц ей нечего было обуть, и она ходила на работу в тетиных туфлях. Лишь  с первой зарплаты она смогла себе позволить купить первые в своей жизни туфли. С первых дней пребывания город на Неве впечатлил ее своей мощью, величием и красотой. Она буквально влюбилась в него. Благодаря своей работе тщательно изучила не только центр, но и окраины, а в выходные дни осматривала  исторические места уже самостоятельно. Ленинградцы восхитили девушку своей культурой и великодушием. Пассажиры, которых она обслуживала, любили ее, а некоторые даже угощали конфетами.
        Вскоре Таня нашла себе близкую подругу Розу – татарку по национальности, которая ее познакомила с молодым симпатичным офицером НКВД, с которым они собирались пожениться, но началась война и Танин любимый погиб в первые же месяцы при обороне Ленинграда. А позже во время обстрелов погибнет и подруга Роза.
        С первых дней войны началась массовая эвакуация предприятий, учреждений, населения. Дороги были перегружены, транспорт с такими потоками не справлялся. У многих все же была вера в то, что советские войска быстро одолеют врага. Мало кто знал, насколько сильна была гитлеровская армия, и что один из своих главных ударов она направит на их город. Однако, захватить Ленинград  «с ходу» Гитлеру не удалось, и тогда он решает окружить его кольцом блокады, обрекая жителей на голодную смерть.
        Татьяне эвакуироваться не удалось, и весь ад блокады с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года она пережила сполна вместе с такими же ленинградцами. Первые два месяца они еще держались, а в ноябре начался настоящий голод. Скудные пайки, которые получали по карточкам, не спасали. Жители ежедневно умирали сотнями. Родственники, у которых она проживала, умерли все, священник умер первым. Выжила только тетя Наташа, которая находилась в эвакуации. Голод достиг такой силы, что младший брат Татьяны – Сергей поймал во дворе кошку и съел ее. Вскоре он прибавил себе возраст и пошел в армию, где был зачислен в разведроту. В военкомате конечно видели, что он совсем юный, но «закрыли на это глаза» - город нуждался в защитниках. Татьяна же с самого начала войны была на трудовом фронте. Их отец – Михаил Куприенков – в это время ежедневно рискуя, обслуживал «Дорогу жизни», единственную дорогу, связывавшую Ленинград с Большой землей, но о том, что он рядом, дети тогда не знали.
        Татьяна вместе с другими молодыми людьми строила оборонительные рубежи, заготавливала лес для работы электростанции, разгружала вагоны. К 1943г. она была настолько истощена, что заболела цингой и попала в больницу. При всей скудности с продовольствием, больные находились на усиленном питании, что и помогло ее выздоровлению, после чего она вновь вышла на работу. В это время в городе стало чуть лучше с продуктами и на работе разрешали взять горсть муки вместе с пылью и сварить в котелке мамалыгу или из шелухи какую-нибудь похлебку.
        Долгих 872 дня длилась блокада и только лишь 27 января 1944г. она была полностью снята, унеся сотни тысяч человеческих жизней. Татьяна продолжала работать и вместе со всеми восстанавливала ставший ей родным город, а в январе 1946г. вышла замуж за младшего лейтенанта Марка Ивановича Демьяненко. Вскоре они приняли приглашение своей тети переселиться в с. Кривая Коса (пос. Седово), на побережье Азовского моря. Здесь было легче прокормиться в те тяжелые голодные годы.
        Однако, некоторые местные жители вели себя эгоистично и чужих принимали крайне неохотно. В Ленинграде такого не было. Стоит отметить, что были и добрые люди, которые относились к ним с поддержкой и пониманием. От рыболовецкого цеха, куда пошел трудиться муж, им выделили помещение, в котором они прожили  20 лет, прежде чем построили собственный дом. Татьяна Михайловна выращивала овощи (помог опыт, приобретенный в детстве) и возила их продавать в ближайшие города – Таганрог и Мариуполь, ездила по колхозам на уборку кукурузы, где однажды чуть не погибла от удара лошади в голову. Когда дети подросли, работала на дому от сетепосадочной мастерской, занимаясь посадкой сеток. В конце 60-х годов поступила горничной в пансионат «Горизонт», а оттуда перешла в базу отдыха «Волна» озеленителем, откуда и ушла на заслуженный отдых.
За эти годы Татьяна Михайловна стала «своей» в поселке и заслужила авторитет среди седовцев.
        Будучи на пенсии, много времени посвящала рукоделию, которому обучилась у своей седовской тети – модистки, очень красиво вышивала крестиком, вязала крючком. Свое мастерство передала дочери Валентине и внучке Елене. Изысканных блюд не готовила, но блинчики пекла отменные.
        Блокадная юность способствовала приобретению ряда привычек. Продукты Татьяна Михайловна использовала очень экономно и свою дочь часто ругала за расточительность. Всегда покупала впрок соль, спички, керосин, муку, крупы, картофель, даже когда необходимости в этом не было. Она очень дорожила ценностью хлеба и никогда не выбрасывала не то, что куски, - даже крошки. Уже будучи совсем старенькой, она собирала их со стола и все до единой съедала.
        Всю жизнь хранила вырезки из газет и журналов о Ленинграде. Очень много рассказывала своим детям об этом удивительном городе, хотела, чтобы они его увидели воочию. В 70-е гг. несколько раз побывала там вместе с сыном Геннадием, много рассказывала ему о достопримечательностях, плакала над картой города, ходила по знакомым местам, показала дом на Мойке, где жила когда-то. Позже в Ленинграде учился и ее младший сын Сергей.
        Порой она сожалела, что не вернулась в город своей юности, но, сначала не было возможности, а позже – слишком глубокие корни были пущены в приазовскую землю.
        Татьяна Михайловна Демьяненко награждена многими государственными наградами. Последняя памятная медаль в честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады ей была вручена от имени губернатора С-Петербурга  В.И. Матвиенко в 2009 году.
        Татьяна Михайловна – из рода долгожителей. Ее отец прожил 96 лет, брат – 94 года, а сама она полгода не дожила до 96-летия, сохраняя отличную память и светлый разум. А может быть судьба подарила ей такую долгую жизнь за все те страдания, которые выпали на ее долю  во время ленинградской блокады?
        Может быть …

                           Надежда Горлакова, научный сотрудник музея Г.Я. Седова

(В статье использованы воспоминания  Т.М. Демьяненко и ее близких родственников) 

Просмотров: 276 | Добавил: kultura | Теги: Новоазовск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar